Один лектор-музыковед, предваряя Эмерсоновскую версию Картинок с выставки, высказал мнение, что Мусоргский, возможно, не стал писать это для оркестра а сосредоточился на фортепиано - потому что возможностей оркестра ему показалось недостаточно, а вот-де Эмерсон на своем синтезаторе оркестр-то и превзошел. Мысль интересная, хотя и спорная.
Я изначальную фортепианную версию слышал лишь единожды, и так давно что и не помню ничего. А Равелевскую оркестровку знаю вдоль-поперек и по нескольким концертам и по нескольким дискам что у меня есть.
Тем интереснее было заново услышать их на "чистом" рояле.
Прочитал что Варвара Мягкова (ударение на 1-м слоге) прежде занималась в основном преподаванием, а на концертную сцену "ворвалась" совсем недавно, года три как. Вот в субботу она стремительно влетела на сцену Зарядья, в странном бархатном комбинезоне, как чучундра лохматая, с непонятным маленьким хвостиком сзади, торопливо поклонилась и села за инструмент.
И как-то быстро выяснилось, что Картинкам и оркестр и синтезатор вовсе необязательны! Рояля вполне достаточно. Очень сильное интересное исполнение.
На медленных оркестровых Старый замок и Катакомбы я обычно "засыпаю". Но Мягкова вложила в них и силу и интерес, отлично.
В и без того быстрых Балете птенцов и Рынке она взяла совершенно невероятный темп!, но это ничуть не испортило эти части. Они стали еще живее, хотя, вроде-бы, и некуда еще.
Моя любимая, Быдло. Эта музыка никогда мне не представлялась изображением крестьянской повозки с огромными колесами, как должно быть - всегда виделась тяжело и медленно приближающаяся вереница воинов, пеших и конных, с мечами и пиками, с обозом, проходящая мимо (почему-то всегда слева-направо), и скрывающаяся вдали. Начало этой процессии у Варвары получилось как-то сразу слишком сильным, а вот проход и уход отлично. Причем основная тема даже лучше звучит на басовых клавишах чем на тубе у Равеля.
Гном и Баба-Яга показались смазанными. Тут и оркестр и синтезатор выиграли у рояля.
Двух евреев не люблю. И тут не очень. Может сама пьеса не нравится.
Но все исправил финал. Богатырские ворота! В оркестровой версии они какие-то чересчур напыщенные, чересчур "богатырские". В исполнении Варвары они были - просто до мурашек по спине! Особенно поразила имитация колокольного звона на рояле! Роскошно!! При том что в равелевской оркестровке звучат оркестровые колокола, а однажды я видел как использовали колокола настоящие, хоть и небольшие.
В программе еще были:
Метнер. Впервые узнал об этом композиторе и впервые услышал. Не осознал.
Римский-Корсаков-Мягкова, Фантазия из Шехеразады, переложение для ф-но. Интересно, неплохо. Но оркестром лучше.
Скрябин, прелюдии. Фортепианного Скрябина я не очень понимаю, есть куда расти.
Рахманинов, этюды-картины. Отлично!
Лядов-Курбатов, Кикимора, и под конец Стравинский-Агости из балета Жар-птица. И то и другое тоже переложения для ф-но. Хорошо!
Вообще показалось, с материалом Мягкова обращается несколько вольно, по-Ван-Клайберновски что-ли. А почему и нет?!
Заметно погружается в музыку - или раскачиваясь, или обращая лицо куда-то в пространство, а более всего "проговаривая" ноты губами.
Вместо бумажных нот у нее планшет с которого быстро успевала "смахивать" страницы. Ассистент не нужен.
Наблюдение.
Между частями одного произведения аплодировать не рекомендуется, в некоторых залах об этом даже напоминают, но непременно находится овца которая начинает хлопать, а за ней и остальные бараны.
Здесь же зрители стойко выдержали все Картинки. Но Варвара в ответ на аплодисменты лишь слегка приподнялась, как-то судорожно поклонилась направо-налево - и снова за рояль.
Ах так?! И вовсе больше не хлопали, только в конце отделений.
Но в конце не отпускали, требовали биса. Но нет.
А скорее всего потому что после концерта в малом зале планировалась встреча зрителей с артисткой. Но мои не захотели. Может и зря.