Вчера исполнилось 90 лет со для рождения Альфреда Шнитке.
И в честь этого Владимир Спиваков дал роскошный концерт в Доме Музыки!
Башмет тоже давал в КЗ Чайковского, и вроде еще кто-то где-то, но я выбрал Спивакова, благо цена на билеты была не драконовская.
Большой оркестр НФОР, с арфой, ударными, роялем, клавесином и чем-то по звучанию похожим на челесту, и с органом.
Сначала "«Ритуал» для оркестра (памяти погибших во Второй мировой войне)". Пиано-пианиссимо на большом барабане и там-таме. Постепенно все громче. Подключаются на самых низах духовые - жутко, мрачно. Напряжение растет. Вступают струнные, тоже на низах. Постепенно все громче, остальные инструменты, наконец - колокола. Мрак уходит, и поверх его чистая и светлая партия органа. Орган с колоколами, прекрасно. Нижние регистры инструментов уходят, постепенно уходят духовые, за ними орган. И остаются скрипки на самых-самых верхах и колокола, медленно затихают - очень светлый, и прямо-таки позитивный финал. (ну и конечно тут кто-то из зрителей что-то с грохотом роняет...).
Вещь совершенно сумасшедшая! Но зал принял ее, как показалось, немного сдержанно, или все были настолько ошарашены что не сразу в себя пришли. Зал, кстати, абсолютно полон.
Рояль, до этого стоявший справа, выкатывают на авансцену. Концерт для фортепиано и струнного оркестра (его очень любил исполнять Крайнев). За роялем достаточно молодой победитель кучи фортепианных конкурсов Тимофей Владимиров. Но оркестр не полный а только уменьшенная струнная группа. Очень разноплановый и разнохарактерный концерт. Конечно овации, крики браво. Музыкантов долго не отпускали.
В перерыве рояль вернули направо, на его место.
Во втором отделении - Эскизы. Хореографическая фантазия на темы Гоголя. Шнитке написал ее для Театра на Таганке, но там она была в сокращенном виде. А тут был полный сет. Причем сочинял он не один а в соавторстве с Денисовым и Губайделиной. А оркестровка, как я прочитал позже, Геннадия Рождественского. Начало - с разухабистого марша "Лебедь, рак и щука", потом и Чичикав, и Нос, и Шабаш, и дофига всего что может и к Гоголю не относится - множество и коротких и длинных очень программных эскизов и шаржей, некоторые на грани музыкального хулиганства. А в завершение - снова "Лебедь, рак и щука".
И по окончании зрители сразу подхватили этот марш своими аплодисментами.
Конечно никого не отпускали. И было три - запланированных - биса, два из кинофильма Клоуны и дети, и вальс из Экипажа.
Весь (!) зал провожал музыкантов стоя.
Кстати, Спиваков сам давал короткие комментарии к произведениям.
Наблюдения:
Шнитке (или Рождественский?) очень активно использует клавесин. Но клавесин был подзвучен через порталы, иначе его и слышно не было бы.
Еще был флексатон, даже два. Флексатон обычно применяют в лучшем случае как просто звуковой эффект, а тут на нем была полноценно сыграна сольная партия, это редкость!
Ехал домой, а в голове продолжал крутиться марш "Лебедь, рак и щука" ))
Обратите внимание на 3-х последних фото - зал на ногах!

